Конец света • Look At Me, November 2012

Конец света • Look At Me, November 2012

Как вам наверняка уже сообщила какая-нибудь рассылка в фейсбуке, после 21 декабря лучше ничего не планировать. Да что рассылки — все только об этом и говорят. Современные художники вдохновляются апокалипсисом, режиссеры снимают фильмы про перерождение и новую эру, мультфильмы — и те рассказывают о конце света.

Мы тоже решили основательно подойти к возможной катастрофе — в конце концов, следующий шанс попрощаться с миром нам представится еще очень не скоро. Поэтому, пока все остальные издания традиционно верстают свои «Итоги года», мы подводим
итоги уходящего света.

Мы решили поговорить с теми представителями человечества, кто явно найдет (да и сейчас находит) вдохновение в конце света — художниками. В конце концов, большая часть современного искусства — это акции. Берлинская биеннале, проходившая этим летом, была полностью посвящена социально-политическому искусству — то есть тому, как искусство соединяется с реальностью. Мы попросили пять современных художников — Арсения Жиляева, Протея Темена, Таус Махачеву, арт-группу Recycle и Романа Сакина — рассказать, какую акцию они бы устроили в последний день.

Материал подготовила: Анна Савина

Протей Темен

Любой перформанс существует только при наличии хотя бы одного из двух обязательных компонентов: зрителя и документации. Соответственно, для того, чтобы осознанно и концептуально точно ответить на вопрос о сценарии акта в момент конца света, необходимо представить ситуацию. Для этого мы должны выявить основные виды концов света.

Сценарий первый. Супербыстрый

Занимает менее пяти минут и сопровождается захватывающим зрелищем: взрыв или падение огненных сфер с неба. Совершенно очевидно, что при таком развитии событий ни одно произведение искусства не сможет конкурировать по аттрактивности с концом света. Единственное, что остается, — документация. Однако, учитывая, что все живое гибнет, максимум, что можно себе позволить в этот момент, — фото на полароид. Это при учете того, что снимок будет произведен в первую секунду, а оставшееся до смерти автора время будет отведено под защиту полученного, еще проявляющегося снимка.

Аудитория 

В случае, даже если этот снимок найдут другие цивилизации (при условии, что вообще смогут объяснить себе найденное изображение), они вряд ли смогут сопоставить контекст события, внутри которого была создана работа, и его перформативную часть, а значит, и не смогут выступать в роли аудитории.

Сценарий второй. Умеренно медленный

Занимает от недели до месяца. Уничтожающие все живое бактерии или постепенное наводнение и обморожение.

Аудитория

Первую половину этого периода все внимание потенциальной аудитории будет захвачено СМИ для постоянного мониторинга развития событий с одной стороны и попытки сохранить жизнь в случае ухудшения с другой. Таким образом, единственные не занятые в этот момент люди, потенциальные зрители, могут быть разделены на три группы.

Группы зрителей

Первая — это горожане, парализованные страхом. При всем потенциальном успехе этой группы в роли аудитории решающим минусом будет являться их остекленевший взгляд и лицо, подернутое поволокой принятия неотвратимости бессмысленности бытия. Мы и так часто видим их в качестве широкой массы гостей выставок даже в мирное время и решительно можем сказать: это ужасная аудитория, нет смысла ничего ей показывать.

Вторая группа — выживальщики. Они благодаря событиям ХХ века уже достаточно много времени посвятили подготовке к катастрофам и в данный момент на максимально доступной скорости перемещаются в свои норы в лесах. Бардовская лирика всегда шла в разрез с высказываниями художников, и нет смысла что-то исправлять в последние часы Земли.

Третья группа: спокойно принимающие судьбу и никуда не торопящиеся бонвиваны фолаута. Они были бы идеальной группой для демонстрации, если бы при первом доступном случае уже не лежали бы одурманенные и опьяненные в заброшенных лакшери-ресторанах.

В последние дни перед концом ситуация бы накалилась окончательно и приняла бы одну из двух форм.

Первая — это массовые акты мародерства, и в таком случае любой перформанс закончился бы смертью автора от пули и/или изнасилования с последующим грабежом.

Вторая форма, более возвышенная — все люди взялись бы за руки и начали молиться, но и в таком случае художнику пришлось бы туго — за перформанс во время ритуальных действий художника посадили бы в тюрьму до конца света.

 

Сценарий третий. Максимально медленный

Тут возможны также две точки зрения. Часть людей уже сейчас (с определенной долей смысла в своих утверждениях) говорит о том, что наш мир в это мгновение медленно гниет. А это значит, что любые виды перформативных практик возможны. К сожалению, ни одна из них в чистом виде не будет являться хоть сколько-нибудь популярной с художественной точки зрения, а это значит, что можно и не начинать. Вторая точка зрения предполагает распад мира в течение нескольких месяцев или года.

Аудитория

В таком случае 80% времени потенциальная аудитория будет действовать как обычно, но, скорее всего, момент мародерства наступит раньше, чтобы успеть насладиться отобранным. Незанятые в мародерстве люди (включая и защищающуюся сторону) будет стремиться стать более духовными и познать любые виды телесного опыта, упущенного ранее. К сожалению, это никак не играет в пользу перформанса, так как восполняться будут пробелы, более ориентированные на физический опыт по причине их заведомо работающего результата, к которым искусство никогда и близко не имело отношения.

Последняя неделя медленного сценария будет проходить по принципу второго, а значит, аудитория будет состоять из пьяниц, убийц и болванов, которые, повторимся, всегда были ужасной аудиторией. И вместо того, чтобы их развлекать, апокалиптичному художнику–перформансисту можно посоветовать провести последние часы, пополнив собой ряды любой из этих групп ради сохранения статуса искусства как максимально чистой деятельности сознательного человека.