Сюрритуализм

Как это часто бывает, сам термин появился почти в конце цикла практики, проявив объединяющие признаки работ, созданных в 2012–2014 годах. Абстрактная символика и поиск сакрального как в принципе искусства, так и в самой роли автора соединялись в общую волну около–ритуальных высказываний, имитируя сцены из хоррор–фильмов категории Б.

Появление термина совпало с моим первым перформансом «Бассейн», сделанным в дачном поселке около Монако. Тогда же получилось сформулировать описание подхода. Во время путешествия по незнакомой стране, вы заходите в номер отеля и включаете телевизор. Там вы попадаете на передачу о культурных особенностях некоторого народа, но не в состоянии понять смысл слов диктора из-за языкового барьера. Поэтому только наблюдая за странными действиями и демонстрацией культурных артефактов, вы можете составить некоторую гипотезу о смысле происходящего.

Сама серия закончилась несколькими месяцами позже – на открытии тотальной инсталляции «Пещера Щедрости» в Московском Музее Современного Искусства, куда вошли работы из пятилетнего промежутка, включая несколько специально созданных. Самую главную – центральную – часть экспозиции занял ритуальный стол со скелетом единорога, который прошел через пожар на предыдущей площадке. Остальная часть зала была уставлена вывезенной из дома–мастерской мебели и предметов быта, формируя темный захламленный кабинет то ли чернокнижника, то ли обычного сумасшедшего.